Готовим моторку к навигации
Итак, солнышко пригревает все сильнее, реки и озера лишились ледовых панцирей, первые почки еще не проклюнулись, но
набухли и всем своим видом дают знать: весна идет. О чем думает заядлый рыболов - любитель водных путешествий на моторной лодке
или катере? Конечно, о своей "касатке". Время навестить ее после зимовки с проверкой и начать подготовку к навигации.
Разумеется, первое, что необходимо сделать - уборку и мойку. Если открытая моторка хранилась на берегу, то следует проверить, не осталось ли внутри талого снега, нанесенного мусора. А если осенью не была выполнена мойка корпуса, нужно сделать это весной, перед новым навигационным периодом.
Естественно, что при проведении общей уборки, опытный лодочник осматривает корпус и внутреннюю часть лодки.
Для лодок из сплавов, не подверженных коррозии (алюминиево-магниевые сплавы), проверяется наличие вмятин и механических повреждений (которые вовсе не такая уж редкость, особенно при открытом способе хранения). Обычно такие металлические лодки изготавливаются методом сварки, и не лишним будет осмотреть швы и места креплений.
Клепанные лодки изготавливаются из дюралюминия и подвержены коррозионным процессам. Признаками коррозии являются небольшие серые и беловатые пятна, а также темные точки. Особого внимания заслуживают места соединения дюралюминия с другими металлами (В частности, стальное крепление подуключин). Два металла на стыке образуют гальваническую пару, и коррозия развивается более интенсивно. Замеченные очаги коррозии необходимо зачистить и покрыть поверхность специальной защитной грунтовкой. Следует также проверить состояние клепаных швов, особенно в месте установки мотора. При необходимости проблемные заклепки необходимо подтянуть.
Стеклопластиковую лодку нужно осмотреть для выявления царапин и потертостей. Для стеклопластиковых корпусов лодок типична проблема обрастания внешней поверхности корпуса. И даже в условиях холодного климата лодки, которые хранятся в воде, теряют в скорости из-за наличия на подводной части наслоений органики. Рецепт "лечения" крайне прост - мыть и отмывать.
Если планируется новая окраска лодки, то удобно сделать это весной, до начала активной навигации. Лодочный корпус успеет высохнуть и в разгар рыболовного сезона не будет нужно прерываться на ремонт.
Важным пунктом в программе выявления дефектов и планирования работ является осмотр ветрового стекла. Большинство моторных лодок оснащены плексигласовыми стеклами, известными своей способностью рассыпаться на мелкие крошки. Предотвратить распространение небольшой трещины поможет засверливание на конце трещинки, но при наличии крупных трещин или большого количества мелких лучше заменить стекло.
Если в лодке используется электропроводка (катера и лодки с рулевым управлением), то необходимо проверить все электрические контакты и соединения, лампочки, патроны и цоколи, переключатели и т.п.
Если лодка оснащена тентом, то после зимы следует расправить его и осмотреть для выявления разрывов, потертостей и своевременного наложения заплат. Осмотра и внимания требуют также: якорь и якорный канат, уключины на веслах, сами весла, все дополнительное оборудование в лодке от носа до кормы.
Наконец, лодка готова, пришло время заняться лодочным мотором. Помимо внешнего осмотра, необходимо очистить мотор от пыли и грязи (а даже в условиях хранения мотора в закрытом помещении - сарае, лодочной станции, рыбаком домике на берегу - мотор за несколько месяцев зимы покрывается пылью). Затем при наличии забоин на подводной части и гребном винте зашлифовать их.
Теперь проверьте свечи. Если мотор на зиму консервировался, нужно промыть цилиндры топливной смесью. Свечи очистить от нагара на электродах и отрегулировать зазор между электродами свечи (этот процесс обычно хорошо описан в инструкции по эксплуатации мотора). При необходимости свечи заменяются на такие же.
Дальнейшие действия: промыть и продуть топливный фильтр, промыть топливный бак (от возможных остатков конденсата), проверить проводку мотора и чистоту электроразъемов. После перерыва на зимний период для многих моторов рекомендуется и замена масла в редукторе. Наконец, финишная работа - смазка в соответствии с инструкцией на конкретный мотор.
Разумеется, для дорогих импортных моторов существуют услуги специальных сервисных центров. Тем не менее зачастую они расположены довольно далеко от конкретного места "парковки" моторки. Плюс фирменное обслуживание может обойтись в круглую сумму. Поэтому многие рыболовы-лодочники выполняют весь необходимый комплекс работ по профилактике и обслуживанию самостоятельно. Тут уместна аналогия с автомобилями - кто-то ремонтирует сам своего четырехколесного друга, кто-то понятия не имеет, где и как капот открывается. Важно главное - подготовиться к навигации вовремя и разумно. Ведь вода не прощает небрежности, а лодка - первый и самый главный транспорт настоящего рыбака.
Разумеется, первое, что необходимо сделать - уборку и мойку. Если открытая моторка хранилась на берегу, то следует проверить, не осталось ли внутри талого снега, нанесенного мусора. А если осенью не была выполнена мойка корпуса, нужно сделать это весной, перед новым навигационным периодом.
Естественно, что при проведении общей уборки, опытный лодочник осматривает корпус и внутреннюю часть лодки.
Для лодок из сплавов, не подверженных коррозии (алюминиево-магниевые сплавы), проверяется наличие вмятин и механических повреждений (которые вовсе не такая уж редкость, особенно при открытом способе хранения). Обычно такие металлические лодки изготавливаются методом сварки, и не лишним будет осмотреть швы и места креплений.
Клепанные лодки изготавливаются из дюралюминия и подвержены коррозионным процессам. Признаками коррозии являются небольшие серые и беловатые пятна, а также темные точки. Особого внимания заслуживают места соединения дюралюминия с другими металлами (В частности, стальное крепление подуключин). Два металла на стыке образуют гальваническую пару, и коррозия развивается более интенсивно. Замеченные очаги коррозии необходимо зачистить и покрыть поверхность специальной защитной грунтовкой. Следует также проверить состояние клепаных швов, особенно в месте установки мотора. При необходимости проблемные заклепки необходимо подтянуть.
Стеклопластиковую лодку нужно осмотреть для выявления царапин и потертостей. Для стеклопластиковых корпусов лодок типична проблема обрастания внешней поверхности корпуса. И даже в условиях холодного климата лодки, которые хранятся в воде, теряют в скорости из-за наличия на подводной части наслоений органики. Рецепт "лечения" крайне прост - мыть и отмывать.
Если планируется новая окраска лодки, то удобно сделать это весной, до начала активной навигации. Лодочный корпус успеет высохнуть и в разгар рыболовного сезона не будет нужно прерываться на ремонт.
Важным пунктом в программе выявления дефектов и планирования работ является осмотр ветрового стекла. Большинство моторных лодок оснащены плексигласовыми стеклами, известными своей способностью рассыпаться на мелкие крошки. Предотвратить распространение небольшой трещины поможет засверливание на конце трещинки, но при наличии крупных трещин или большого количества мелких лучше заменить стекло.
Если в лодке используется электропроводка (катера и лодки с рулевым управлением), то необходимо проверить все электрические контакты и соединения, лампочки, патроны и цоколи, переключатели и т.п.
Если лодка оснащена тентом, то после зимы следует расправить его и осмотреть для выявления разрывов, потертостей и своевременного наложения заплат. Осмотра и внимания требуют также: якорь и якорный канат, уключины на веслах, сами весла, все дополнительное оборудование в лодке от носа до кормы.
Наконец, лодка готова, пришло время заняться лодочным мотором. Помимо внешнего осмотра, необходимо очистить мотор от пыли и грязи (а даже в условиях хранения мотора в закрытом помещении - сарае, лодочной станции, рыбаком домике на берегу - мотор за несколько месяцев зимы покрывается пылью). Затем при наличии забоин на подводной части и гребном винте зашлифовать их.
Теперь проверьте свечи. Если мотор на зиму консервировался, нужно промыть цилиндры топливной смесью. Свечи очистить от нагара на электродах и отрегулировать зазор между электродами свечи (этот процесс обычно хорошо описан в инструкции по эксплуатации мотора). При необходимости свечи заменяются на такие же.
Дальнейшие действия: промыть и продуть топливный фильтр, промыть топливный бак (от возможных остатков конденсата), проверить проводку мотора и чистоту электроразъемов. После перерыва на зимний период для многих моторов рекомендуется и замена масла в редукторе. Наконец, финишная работа - смазка в соответствии с инструкцией на конкретный мотор.
Разумеется, для дорогих импортных моторов существуют услуги специальных сервисных центров. Тем не менее зачастую они расположены довольно далеко от конкретного места "парковки" моторки. Плюс фирменное обслуживание может обойтись в круглую сумму. Поэтому многие рыболовы-лодочники выполняют весь необходимый комплекс работ по профилактике и обслуживанию самостоятельно. Тут уместна аналогия с автомобилями - кто-то ремонтирует сам своего четырехколесного друга, кто-то понятия не имеет, где и как капот открывается. Важно главное - подготовиться к навигации вовремя и разумно. Ведь вода не прощает небрежности, а лодка - первый и самый главный транспорт настоящего рыбака.